Обращаем внимание, в 208 обновлении реализована возможность подачи новых форм согласно Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом МФУ от 06.06.2017 г.. № 557 (далее - Порядок). Согласно разъяснения ГФСУ от 17.11.2017 года прием новых форм будет обеспечиваться, начиная с 01.01.2018.
Для того чтобы получить возможность работать с новыми формами в программе «М.E.Doc» обязательно установите 208 обновления.
Перед тем, как рассмотреть работу с новыми формами напоминаем, что действующие договоры о признании электронных документов и связанные с ними сообщения о предоставлении информации по электронной цифровой подписи (ЭЦП) продолжают действовать до возникновения определенных Порядком оснований, а именно:
• получение информации от АЦСК о завершении срока действия (или отмены) усиленного сертификата руководителя;
• получение информации из Единого государственного реестра об изменении руководителя;
• получение информации из Единого государственного реестра о государственной регистрации прекращения юридического лица;
• наличие в Реестре самозанятых лиц информации о снятии с учета самозанятого лица как налогоплательщика в контролирующем органе;
• наличие в Государственном реестре информации о закрытии регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов подписчика Заявления о присоединении к Договору (руководителя) в связи со смертью.
Порядок предусматривает введение новых форм, а именно: «Заяви про приєднання до договору про визнання електронних документів» (J1392001, F1392001), «Повідомлення про надання інформації щодо електронного цифрового підпису» (J1391103, F1391103), «Заяви про припинення дії договору про визнання електронних документів» (J1391401, F1391401); «Повідомлення про припинення дії договору про визнання електронних документів» (J1491401, F1491401).
Формы для юридических лиц находятся в разделе «Державна фіскальна служба – Інше», формы для физических лиц - в разделе «Державна фіскальна служба – Звітність фізичних осіб».
Договор имеет форму публичной оферты - договор присоединения, и заключается путем присоединения к нему Заявления о присоединении к договору о признании электронных документов. При создании Заявления данные договора, в который направляется заявление, заполняются согласно кода налоговой инспекции, которая указана в карточке предприятия. Если пользователь хочет изменить договор, от может выбрать его из справочника.
В программе «М.E.Doc» можно просмотреть текст договора, который отправляется Заявлением и информацию о подписи, которые наложены на договор. Для этого необходимо выполнить команду «Наступні дії – Договір». В заявлении необходимо указать адрес субсайта официального портала ГФСУ (на наш взгляд - cabinet.sfs.gov.ua/contract), где размещены договор о признании электронных документов. Как было сообщено в разъяснении ГФСУ, договоры о признании электронных документов размещены в открытой части электронного сервиса «Електронний кабінет платника».
Согласно Порядка Заявление о присоединении к договору о признании электронных документов подписывается лицом, зарегистрированным в ЕГР, то есть руководителем, и электронной печатью (при наличии). Заявление рассматривается в течение одного рабочего дня. Если к концу рабочего дня, следующего за днем отправления Заявления, контролирующий орган не сообщил отправителя о присоединении к Договору или отказе в нем, то присоединение производятся автоматически в момент истечения такого срока. Отметим, что в принятии заявления будет отказано при наличии действующего договора.
Для регистрации ЭЦП других должностных лиц необходимо отправить Сообщение о предоставлении информации по электронной цифровой подписи. В Сообщение вносится информация о подписантах, которым предоставляется право подписи электронных документов, кроме заявления о присоединении к Договору. Это означает, что в Сообщение не нужно добавлять подпись руководителя и печать. На сформированое Сообщение первыми накладываются ЭЦП всех лиц, включенных в Сообщения, в порядке очередности их внесения в Сообщения, после них - ЭЦП для подписи Заявления о присоединении к Договору, то есть руководителя и последней - электронная печать (при наличии). Процедура рассмотрения Сообщение аналогична рассмотрения Заявления.
В случае возникновения оснований для прекращения действия Договора о признании электронных документов и связанных с ним Сообщений о предоставлении информации по ЭЦП, которые уже были приведены в начале статьи, налогоплательщику будет направлено Уведомление о прекращении действия договора о признании электронных документов. Посмотреть Сообщение о прекращении действия договора можно в разделе «Державна фіскальна служба – Інше» для юридических лиц, и в разделе «Державна фіскальна служба – Звітність фізичних осіб» для физических лиц.
Четвертая форма согласно новому порядку - это Заявление о прекращении действия договора о признании электронных документов. При заполнении этой формы пользователь также может выбрать из справочника договор, к которому отправляется Заявление. Как указано в Порядке, Заявление подается в контролирующий орган непосредственно подписант.