Мы хотим осветить изменения к Налоговому кодексу Украины, касающиеся налога на добавленную стоимость (НДС), которые вступают в силу с 1 января 2015 года, а также дать ответы на некоторые из вопросов, возникших у бухгалтеров и руководителей предприятий в связи с этими изменениями. В частности речь пойдет о работе с электронными налоговыми накладными в системе «M.E.Doc IS» в связи с законодательными нововведениями.

 С принятием Закона Украины "Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких інших законодавчих актів України" від 31.07.2014 р. N 1621-VII  введена система электронного администрирования НДС.

Предполагается, что новая система позволит избежать махинаций с НДС, сделает невозможным образование налоговых ям и фиктивного налогового кредита. Система основана на полном соответствии начисленного и уплаченного НДС, для чего будут введены специальные счета.

Электронное администрирование включает в себя такие ключевые элементы:

  • Специальные счета в банке для всех плательщиков НДС;

НБУ непосредственно будет осуществлять контроль за данным банком. Налоговая служба предоставит банку реестры, согласно которым банк автоматически откроет такие счета, с них перечисление средств будет возможно либо в бюджет, либо на спецсчета сельскохозяйственных предприятий (выбравших специальный режим, статья 209 Кодекса в редакции с 01.01.15).

Предприятие сможет выдавать налоговые накладные на сумму НДС, не превышающую остаток денежных средств на собственном спецсчете. Расчет имеющихся средств на данном счете будет таким:

ΣНДС полученных НН + ΣНДС при импорте + Σвнесенных собственных средств - ΣНДС выданных НН - ΣВозмещения НДС - ΣПревышения

  • Базы данных таможни, в которой отображают данные об НДС на импортный и экспортный товар;
  • Единый электронный реестр НН (налоговых накладных).

С 01.01.2015 года предприятия обязаны регистрировать все налоговые накладные в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН) и предоставлять клиентам НН исключительно в электронном виде, с применением электронно-цифровой подписи (ЭЦП) (статья 201, пункт 1 Кодекса в редакции с 01.01.15).

Естественно, возникает вопрос: каким образом предприятие может предоставить своему клиенту электронную налоговую накладную, подписанную ЭЦП, и зарегистрированную в Едином реестре?

В данный момент единственный проверенный способ предоставить контрагенту НН в электронном виде – это воспользоваться модулем «M.E.Doc IS – Электронный документооборот». С помощью него можно регистрировать налоговые накладные в ЕРНН, а также создавать, импортировать их из учетных систем, хранить и обмениваться с контрагентами всеми первичными документами (акты, счета, НН и т.д.). Этот модуль является самостоятельным, и может быть использован предприятиями как в комплексе с  модулем «M.E.Doc IS – Отчетность» (подача всех отчетов в контролирующие органы), так и отдельно от него. Нажмите, чтобы посмотреть подробную информацию о стоимости модулей системы «M.E.Doc IS».

Давайте разберем детальней порядок работы с электронными налоговыми накладными в Медке.

Налоговые накладные могут оказаться в Медке следующими способами:

  1. Создать налоговую накладную непосредственно в программе – «Главное Меню»–«Первичные документы»–«Реестр первичных документов», и здесь левый верхний угол, кнопка «Создать»
  2. Импортировать готовую НН из учетной системы в формате «xml». В Medoc, находясь в разделе «Реестр первичных документов», нажимаем «файл»–«импорт»–«импорт отчетов» и выбираем предварительно экспортированную из учетной системы файл с налоговой накладной.
  3. Настроить автоматический импорт всех налоговых накладных в Медок из заданной папки. Для этого заходим в Медок – «Главное меню»–«Первичные документы»–«Автоматическая обработка». В этом разделе можно настроить как автоматический импорт, так и последующую автоматическую отправку импортированных НН на регистрацию в ЄРПН и/или контрагентам.
  4. Существует возможность настройки импорта НН в Медок из Excel-файла.

Хотим отметить, что для корректной отправки налоговой накладной в электронном виде Вашему контрагенту, следует заполнить в НН поле ЕГРПОУ покупателя. Это поле является системным и отображается только в электронном виде. Именно по этому полю Медок сможет найти и загрузить сертификат Вашего контрагента, чтобы зашифровать и отправить ему налоговую накладную. Вам не обязательно знать электронный ящик получателя, по коду ЕГРПОУ программа сама сможет ему ее доставить. Если Вы импортируете НН в Медок из других программ, рекомендуем настроить экспорт налоговых накладных таким образом, чтобы поле «код ЄДРПОУ» было заполнено. Если же Вы создаете НН в Медке, просто заполните или импортируйте в него справочник Ваших контрагентов, где, в частности, будет заполнен их код ЕГРПОУ. Тогда в налоговой накладной Вы просто выбираете контрагента из справочника, а программа сама заполняет поля ЄГРПОУ, ИНН, адрес и телефон.

Подробный порядок работы с налоговыми накладными в Медке описан в нашей предыдущей статье: Как в Медок зарегистрировать налоговую накладную в едином реестре

Последняя информация по работе с налоговыми накладными и возникающие вопросы описаны в статье: Почему не приходят налоговые накладные

Наши более ранние материалы на эту тему: Что такое налоговая накладная в электронном виде?

За более детальной информацией, а также помощью в приобретению, настройке и обучению работе в программе «M.E.Doc IS» Вы можете обращаться по телефонам:

(057) 751-07-23, 781-76-45, (097) 845-72-86, (093) 761-72-84, (050) 304-42-47.